Автотехническая экспертиза

Автотехническая экспертиза

Основные виды автотехнических судебных экспертиз:

  • транспортно-трасологическая
  • технического состояния транспортных средств
  • обстоятельств ДТП
  • технического состояния дороги и дорожных условий на месте ДТП
  • оценки стоимости восстановительных работ и остаточной стоимости транспортного средства
  • комплексная автотехническая и психологическая экспертиза.

Транспортно-трасологическая экспертиза

Цель транспортно-трасологической экспертизы – установить транспортное средство, побывавшее на месте аварии; механизм образования следов (протекторы, неходовые части и т.д.), тем самым определить обстоятельства ДТП в целом.

Таким образом, решаются две основные задачи:

  • чем и как нанесены повреждения (диагностика)
  • идентификация транспортного средства (например, определение типа автомобиля по следам протекторов).

Перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:

  • каким конкретно транспортным средством оставлены следы, найденные на месте происшествия
  • образовались ли следы в результате наезда, столкновения или при других обстоятельствах
  • угол столкновения транспортных средств
  • протяжённость следов торможения и т.д.

Экспертиза технического состояния транспортного средства (ТС)

Экспертиза ТС проводится с целью установления технических неисправностей, дефектов, повреждений, причин и обстоятельств их возникновения (например, заводской брак или результат ДТП).

Перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:

  • общее техническое состояние ТС на момент происшествия
  • имеются ли технические недостатки (дефекты, неисправности), если да, то какие
  • является ли выявленный недостаток производственным, конструктивным, эксплуатационным или это результат ДТП
  • подлежит ли устранению выявленный недостаток или требуется общая замена и другие.

Экспертиза обстоятельств ДТП

Цель проведения экспертизы обстоятельств ДТП – наиболее полно исследовать непосредственно момент происшествия.

Перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:

  • протяжённость тормозного и остановочного пути
  • скорость движения участников ДТП
  • место столкновения
  • причины заноса или опрокидывания
  • имел ли водитель объективную возможность предотвратить ДТП
  • соответствовали действия водителя требованиям ПДД и другие.

Экспертиза технического состояния дороги и дорожных условий на месте ДТП

Эксперт должен определить, могут ли техническое состояние дороги и дорожные условия быть причиной ДТП.

Перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:

  • могли ли способствовать ДТП состояние покрытия проезжей части, отсутствие дорожных знаков или их неправильное расположение
  • имелись ли на месте ДТП уклоны, препятствия и пр.
  • условия видимости и обзора с места водителя
  • имелась ли возможность предотвратить ДТП с учётом состояния дороги и другие.

Экспертиза оценки стоимости восстановительных работ и остаточной стоимости транспортного средства

Экспертиза оценки выявляет:

  • подлежит ли ТС восстановлению после ДТП
  • насколько точно были произведены расчёты затрат по ремонту и восстановлению ТС.

Комплексная автотехническая и психологическая экспертиза

Обычно для проведения экспертизы по ДТП привлекаются специалисты различных направлений: эксперт-трасолог - для обследования следов на месте столкновения и на автотранспортных средствах; эксперт-оценщик - для установления стоимости ремонтно-восстановительных работ поврежденного автомобиля; специалисты, которые могут определить психофизиологическое состояние водителя и других участников ДТП (например, имело ли место алкогольное или наркологическое опьянение).

В таком случае, экспертиза является комплексной.

Перед экспертами могут быть поставлены следующие вопросы:

  • скорость реакции водителя
  • соответствуют ли психофизиологические возможности обследуемого лица требованиям безопасности на дороге
  • находились ли водитель и другие участники ДТП в конфликтном состоянии (например, стресс) и др.

© 2011-2013 Автономная некоммерческая организация "Коллегия Независимых Экспертов"