Информация

Трасология (от фр. la trace — «след» и греч. λόγος — «учение») – учение о следах. Судебная трасологическая экспертиза (СТЭ) самая многогранная из всех видов экспертиз.

Судебно-трасологическая экспертиза — род криминалистической экспертизы, задача которой заключается в исследовании следов, следообразующих и следовоспринимающих объектов (носителей) и соответствующих материалов дела, проводимом сведущими в трасологии лицами в установленном законом порядке для определения фактических данных, выступающих в качестве доказательств.

Традиционно выделяют пять видов судебно-трасологической экспертизы (СТЭ):

1.Гомеоскопическая судебно-трасологическая экспертиза (экспертиза следов человека):

  • экспертиза следов ног (босых, обутых, одетых в носочные изделия);
  • экспертиза следов зубов человека;
  • экспертиза следов губ и иных участков головы (кожного покрова: носа, лба, ушных раковин, щек) человека;
  • экспертиза следов одежды и повреждений на ней;
  • экспертиза перчаток и их следов.

Дактилоскопическая экспертиза (экспертиза следов рук) ранее также относиласьк СТЭ, но в виду массового использования и значимости была выделена в отдельное самостоятельное производство.

Гомеоскопическая судебно-трасологическая экспертиза решает две основные задачи:

  • Идентификационную — принадлежат ли оставленные на месте происшествия следы конкретному человеку
  • Диагностическую – кому могут принадлежать оставленные на месте происшествия следы (приблизительный рост, возраст и т.д.).

Перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:

  • оставлены ли следы, обнаруженные на месте происшествия, зубами человека;
  • не оставлены ли следы зубами конкретного человека;какими конкретно зубами оставлены следы;
  • не оставлены ли следы зубными протезами (вид протеза);
  • можно ли в конкретном случае определить пол, возраст и профессию человека, зубами которого оставлены следы;
  • каков механизм образования следов зубов;
  • являются ли обнаруженные следы отпечатками губ человека;
  • пригодны ли следы губ для идентификации;
  • каков механизм образования следов губ;
  • какой губой (верхней или нижней) оставлены следы;
  • имеются ли какие-либо особенности в строении губ, а также, нет ли каких-нибудь приобретенных признаков (шрамов и т.п.);
  • не оставлены ли следы губ конкретным человеком;
  • имеются ли на изъятых с места происшествия объектах следы участков кожи головы;
  • какой частью головы оставлены следы;
  • пригодны ли следы для идентификации;
  • каков механизм образования следов;
  • не оставлены ли следы конкретным человеком;
  • мужской или женской обувью оставлены следы;
  • обувью какого вида и размера они образованы;
  • не оставлены ли следы обувью, изъятой у подозреваемого;
  • не принадлежат ли следы босых ног подозреваемому;
  • не оставлены ли следы носками (чулками), изъятыми у подозреваемого;
  • носилась ли обувь подозреваемым;
  • в каком направлении и каким образом (шагом, бегом) передвигался человек на месте происшествия;
  • как давно оставлены следы на месте происшествия;
  • о каких особенностях ступни ног, обуви (носок) свидетельствуют следы, обнаруженные на месте происшествия;
  • каков механизм образования следов ног (образовались ли они при переносе тяжести, скольжении и т.п.);
  • являются ли следы, изъятые с места происшествия, следами одежды;
  • материал одежды какого вида (ткань, трикотаж, кожевенный, пленочный) отобразился в следах;
  • одеждой какого вида (брюками, курткой, сорочкой, носками и т.п.) образованы следы;
  • какой частью одежды образованы следы;
  • какие конструктивные особенности одежды отобразились в следах;
  • одеждой одного или нескольких видов образованы следы;
  • какие признаки изготовления, износа или ремонта одежды отобразились в следах;
  • не оставлены ли следы конкретным экземпляром одежды;
  • перчаткой ли оставлены следы;
  • перчаткой какого вида (кожаной, резиновой, шерстяной, трикотажной, хлопчатобумажной, комбинированной — кожа и ткань, кожа и замша) оставлены следы;
  • пригодны ли следы для идентификации;
  • правой или левой перчаткой оставлены следы;
  • не оставлены ли следы конкретной перчаткой;
  • носил ли подозреваемый перчатки;
  • имеются ли дефекты (производственные или эксплуатационные) на перчатке, которой оставлен след;
  • каков механизм образования следов перчаток (захват, касание и т.п.);
  • можно ли по перчаткам и их следам судить о профессии человека, носившего их.

2.Механоскопическая судебно-трасологическая экспертиза:

  • экспертиза следов орудий и инструментов;
  • экспертиза запирающих устройств (пломб, замков и т.д.);
  • экспертиза изделий массового производства (пуговицы, гвозди, обувь, шины и т.д.);
  • экспертиза узлов (петель).

На разрешение эксперта могут быть поставлены следующие вопросы:

  • не оставлены ли следы, обнаруженные на месте происшествия, орудием (инструментом), изъятым у подозреваемого;
  • орудием какого рода (вида) оставлены следы;
  • одним орудием или разными оставлены следы;
  • в результате каких действий образовались следы орудий (инструментов);
  • какова последовательность образования следов;
  • не составляли ли ранее части разделенного орудия единое целое;
  • каков механизм образования следов в целом?
  • исправен ли представленный на исследование замок;
  • если не исправен, то какова причина его неисправности;
  • не открывали ли замок поддельным ключом, отмычкой либо другим предметом;
  • находился ли данный замок в эксплуатации;
  • в каком состоянии — запертом или отпертом — поврежден замок;
  • орудием какого вида поврежден замок;
  • представленным ли на исследование орудием поврежден замок;
  • одним ли способом отперты (взломаны) замки;
  • можно ли, не нарушив контрольный вкладыш, отпереть контрольный замок?
  • имеются ли на пломбе следы постороннего механического воздействия;
  • каким способом была вскрыта пломба;
  • имеются ли на пломбе следы повторного обжима (пломбира, иного объекта);
  • возможно ли извлечь проволоку из пломбы не нарушив ее целостности;
  • не опломбирована ли пломба конкретным человеком (подозреваемым);
  • не опломбирована ли пломба представленным пломбиром;
  • каково содержание оттиска на пломбе?
  • не на одной ли фабрике изготовлены исследуемая пуговица (или любое изделие массового производства: гвоздь, обувь, шины и т.д.) и сохранившиеся на пальто подозреваемого пуговицы;
  • не на одной ли пресс-форме изготовлены пуговицы;
  • не обрабатывались ли пуговицы одним и тем же инструментом;
  • не пришивалась ли пуговица, изъятая с места происшествия, к пальто подозреваемого и т.п.?
  • какие типы механизмов и с какого времени эксплуатируются на данном предприятии;
  • не вносились ли какие-либо изменения в их конструкцию непосредственно на предприятии, если вносились, то какие именно;
  • какие части (детали) механизма подвергались ремонту;
  • какие из подвергавшихся ремонту частей (деталей) контактировали с изготавливаемыми изделиями;
  • не вносились ли на данном предприятии изменения в технологию и рецептуру, если вносились, то какие именно;
  • какие виды маркировки используются на предприятии;
  • как упаковывается изделие и какие материалы для этого используются.
  • к какому виду узлов относится исследуемый узел;
  • обладал ли человек, завязавший узел, какими-либо профессиональными навыками;
  • не завязан ли узел подозреваемым;
  • мог ли потерпевший сам завязать узел;
  • одним ли способом завязаны узлы на разных представленных на исследование объектах (например, узел на веревке, изъятой на месте преступления, и узлы на предметах в доме подозреваемого).

3.Судебная транспортно-трасологическая экспертиза

  • экспертиза следов наземных транспортных средств (колёс, гусениц трактора, полозьев саней и т.д.);
  • экспертиза следов водного транспорта;
  • экспертиза следы железнодорожного транспорта;
  • экспертиза следов транспортных средств на телах пострадавших и т.д.

Объектами транспортно-трасологической экспертизы являются:

  • следы, возникающие при ДТП;
  • отдельные части и детали ТС (болты, гайки, фарные ободки, поломанные кронштейны, осколки фар и защитных стекол, частицы краски), обнаруженные на месте происшествия;
  • ТС и следы на нем;
  • одежда (обувь) потерпевшего (при наезде на пешехода), так как на ней могут остаться следы — отображения контактных поверхностей ТС, части его ЛКП, осколки фар, следы ГСМ и др.;
  • выполненные по правилам судебной фотографии фотографические снимки, в том числе: панорамные, на которых зафиксирована общая обстановка места происшествия; обзорные, на которых отображено положение и состояние каждого ТС либо иного участвовавшего в происшествии объекта; узловые, на которых запечатлены отдельные группы повреждений на ТС, и детальные — с изображением отдельных повреждений и следов беговых поверхностей протектора.
  • колеса или шины либо экспериментальные следы беговых поверхностей колес проверяемого ТС на бумаге или текстильной ткани;
  • осколки фарных и защитных стекол, изъятые при осмотре ТС отделившиеся детали и части, если на месте происшествия найдены аналогичные части, а при обнаружении на месте происшествия частиц краски — само ТС либо его части с частицами краски;
  • образцы смазки и других ГСМ — когда на месте происшествия обнаружены следы таких веществ и в рамках комплексных экспертиз предполагается проведение их сравнительного исследования;
  • сведения о состоянии ТС после ДТП: не подвергалось ли оно ремонту, не выправлялись ли, хотя бы частично, имеющиеся на нем повреждения, не производилась ли его окраска, не заменялись ли на нем детали, не появились ли на нем при хранении или перевозке какие-либо новые следы.

На разрешение эксперта могут быть поставлены следующие вопросы:

  • где, в каком именно месте произошло столкновение ТС;
  • каково было взаимное расположение ТС и пешехода в момент наезда;
  • в результате столкновения, наезда или переезда образованы следы;
  • какова последовательность образования повреждений;
  • каков механизм транспортного происшествия в целом.
  • имеются ли на представленных вещественных доказательствах (одежде потерпевшего и т.п.) следы ТС;
  • ТС какого вида оставлены следы на месте происшествия;
  • автомобилем какой модели (какого типа) оставлены следы на месте происшествия;
  • какой частью ТС оставлены следы;
  • шиной какой модели оставлены следы;
  • каким колесом ТС оставлены следы;
  • не данным ли автомобилем оставлены следы на месте происшествия;
  • не составлял ли обломок кронштейна (осколок стекла, частицы краски, обнаруженные на месте происшествия) единое целое с частью представленного на экспертизу кронштейна (осколками фар, ЛКП ТС);
  • не образованы ли следы, имеющиеся на ТС, частью другого ТС?

4.Судебно-трасологическая экспертиза следов животных

  • экспертиза следов зубов животного;
  • экспертиза следов ног (лап, подков)
  • экспертиза клейм (тавра)

На разрешение эксперта могут быть поставлены следующие вопросы:

  • не оставлены ли следы, изъятые с места происшествия, зубами животного;
  • не образованы ли повреждения на одежде (теле) когтями животного;
  • подковано ли (не подковано) животное, следы которого обнаружены на месте преступления;
  • в каком направлении двигалось животное;
  • каковы особенности походки, постановки ног лошади, оставившей следы;
  • не данными ли подковами оставлены следы на месте преступления;
  • не зубами ли конкретного животного оставлены следы;
  • не оставлено ли тавро на рогах, коже животного представленным на исследование тавровым знаком;
  • не изменялось ли или не наносилось ли повторно тавро на теле конкретного животного, если да, то каков был его первоначальный рисунок?

5.Судебно-трасологическая экспертиза микрообъектов:

Объектами экспертизы этого вида являются микроследы, микрочастицы, микропризнаки, образцы и экспериментальные следы проверяемых объектов.

  • при решении идентификационных задач можно установить как групповую принадлежность орудий, инструментов, механизмов, ЛКП и т.п., так и тождество целого по морфологическим особенностям, по отобразившимся в его частях признакам взаимодействия и по химическому составу исследуемых объектов;
  • диагностические задачи, как правило, решаются непосредственно при исследовании микрообъектов. Так, при исследовании замков наличие микроскопических трасс и вмятин в ряде случаев является достаточным основанием для вывода о том, что данный замок отпирался инструментом определенного вида (например, отмычкой);
  • интеграционные задачи решаются при установлении ФКВ, как правило, в процессе производства комплексной экспертизы, выполняемой экспертами-трасологами совместно со специалистами в области материаловедения.

К внесудебному независимому трасологическому исследованию, часто прибегают физические и юридические лица для решения вопросов без обращения в правоохранительные органы или прежде чем обращаться в правоохранительные органы с соответствующем заявлением.

Эксперты нашей организации проводят также рецензии на судебно-трасологическиеэкспертизы и заключения специалистов других экспертных организаций.

Help Others to Learn by Sharing This Great Course :)
Экспертиза
Цена : от 8 000 руб.
Заказать